Авторы лучших краеведческих проектов московских культурных центров вместе с экспертами Факультета городского и регионального развития и Школы дизайна Высшей школы экономики «зарядились» энергией геймификации и раскрыли уникальность спальных районов на конференции «Образы Москвы»
14 декабря 2023 года в Культурном центре «Вдохновение» при поддержке Департамента культуры города Москвы состоялась III Научно-практическая и методическая конференция «Образы Москвы». Мероприятие стало очередной встречей из серии инициированных Культурным центром в 2018 году профессиональных мероприятий, направленных на исследование представлений людей о своём городе и переосмысление краеведения и москвоведения в социокультурном проектировании. Тема конференции этого года была сформулирована так: «Геймификация москвоведения: игровые и интерактивные инструменты конструирования достопримечательных мест».
Эта тема объединяет две актуальные тенденции. Во-первых, речь идёт о трансформацию краеведения, в ходе которой актуализируется интерес к ранее не изученным, удалённым, локальным территориям, истории повседневности, тем ценностям, которые близки и любимы самими жителями спальных районов. Во-вторых, в фокусе внимания оказываются множественные интерпретации учреждениями культуры и гражданскими инициативами краеведческого знания в оригинальных современных форматах, превращение краеведения в область социокультурного проектирования, обращение к элементам маркетинга и брендинга территорий, туристского проектирования.
Конференция была направлена на то, чтобы выявить и обсудить лучшие практики геймификации краеведческого знания, оригинальные проекты учреждений культуры и наметить перспективные игровые, интерактивные и цифровые подходы, приёмы и инструменты конструирования достопримечательных мест, применимые в сфере культуры.
Экспертная сессия была ориентирована на то, чтобы обозначить ключевые тенденции в области гейм-дизайна и социокультурного и туристского проектирования, а также объяснить, в чем заключается польза для учреждений культуры обращения к образам городских районов и локальным идентичностям местных сообществ и применения при этом интерактивных и игровых технологий.
Открыл сессию модератор и один из организаторов серии конференций «Образы Москвы» Иван Игоревич Митин, доцент Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и менеджер КЦ «Вдохновение», приветственным докладом «Конструирование достопримечательностей и интерпретации краеведческого знания». Он задал вектор дальнейшей работы коллег в направлении интерпретации краеведческого знания, вовлечения новых технологий для популяризации неизвестных фактов из истории спальных районов Москвы и конструирования новых уникальных образов отдельных учреждений культуры, городских районов и всей московской периферии.
Выпускница магистерской программы «Управление пространственным развитием города», BIM-координатор Архитектурного бюро «Arch(e)type» Александра Евгеньевна Данильченко уточнила основные направления работы с образами элементов материальной среды города и предложила оригинальные правила геймифицированной интерпретации городских районов. Следующий доклад представил Вадим Александрович Булгаков, руководитель Лаборатории искусственного интеллекта Школы дизайна НИУ ВШЭ. Он рассказал о правилах и конкретных приёмах визуализации данных, применимых в сфере культуры. Однако большую часть экспертной сессии занял мастер-класс руководителя направления «Гейм-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ Анатолия Казакова, посвящённый, собственно, игрофикации в культуре и туризме. Ему удалось не только рассказать о значении игровых технологий в современном мире и основных трендах геймификации, но и вовлечь всю аудиторию в знакомство с лучшими практиками игрофикации в мировом туристском проектировании. Так всем участникам конференции совместными усилиями удалось геймифицировать ход самой конференции о геймификации!
Кейс-сессия конференции была посвящена лучшим практикам геймификации и интерпретации краеведческого знания учреждениями культуры, которые были представлены самими авторами соответствующих проектов.
Анна Николаевна Берникова из Музея Басманного района рассказала о десятке оригинальных проектов от квестов до комиксов и от иммерсивного театра до интерактивных мастер-классов. Не менее насыщенным и фундаментальным оказался доклад Кристины Владимировны Каневской и Анны Дмитриевны Лапшиной из ОКЦ ЮАО об их комплексном проекте «Курс на юг». Здесь опять-таки речь шла об экскурсиях, квестах, лекциях и мастер-классах для самых разных возрастных аудиторий. «Этот проект запомнился, пожалуй, именно системным подходом к продвижению периферийных районов Москвы целого административного округа и вниманием к повышению разнообразия культурной жизни юга Москвы», – отмечает Иван Митин.
Два доклада были посвящены разработкам оригинальных настольных игр, превращающих московские районы в игровое поле. Александр Спивак из Библиотеки №171 ОКЦ ЮЗАО поделился первыми шагами разработки игры «Канцлер империи», в которой участники будут развивать свои усадебные имения на территории ЮЗАО и продвигаться по карьерной лестнице времен рубежа XVIII-XIX веков. Константин Карпов и Анна Павлова из КЦ «Вдохновение» представили уже готовый прототип игры «Соединённые штаты Ясенево», в которой городская легенда о микрорайонах Ясенева как о «штатах» стала отправной точкой для «бродилки», в которой участники узнают о ключевых особенностях этого района, читают и сами рассказывают истории об уникальных местах этого оригинального модернистского района, построенного по проекту архитектора Я.Б. Белопольского.
Мария Никитина в ещё одном докладе поделилась опытом разработки сочетающего самые разные интерактивные технологии курса подготовки экскурсоводов Школы гида «Глазами инженера». А Максим Семёнов (Клуб краеведов района Сокольники) и Никита Максимов (АНО «Руниверс») рассказали о своём опыте 3D-реконструкции дворца Елизаветы Петровны в Сокольниках.
Завершающим конференцию стал доклад Анны Борисовны Плетнёвой, приехавшей в Москву из Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького. Она, как и многие другие участники, рассказала сразу о нескольких проектах, объединённых общей рамкой «Рязань: вдохновение здесь», но ещё и внесла важный вклад в подведение итогов всей конференции. «Обращение к образам городов и районов, к «гению места» – ключ к раскрытию локальной идентичности территории», – заключила она в своём докладе.
В завершение конференции Алла Мосежная из Библиотеки № 256 ОКЦ ТиНАО отметила важность знакомства с самыми разными новыми форматами краеведческой работы и игровыми технологиями, но обратила внимание и на сохранение более традиционных. Мария Никитина поделилась наблюдением о том, как на конференции собственный опыт многих участников оказался «вписан» в общие тенденции развития москвоведения, разделяемые и интерпретируемые всеми коллегами. Сразу несколько участников заинтересовались разработкой игры «Соединённые штаты Ясенево», а Кристина Каневская задумалась о масштабировании этого опыта в своём Южном административном округе.
Таким образом, на конференцию «Образы Москвы» собрались авторы лучших проектов, интерпретирующих современное краеведение и вовлекающих местные сообщества и локальные идентичности в сферу социокультурного проектирования. Все вместе они смогли не только обменяться своим опытом, но и познакомиться с основными тактиками и приёмами геймификации, оригинальными разработками культурной географии, представленными в экспертной сессии представителями Высшей школы экономики. Подобный обмен опытом, продуктивная, нескучная и сама по себе геймифицированная дискуссия, надеемся, запомнится участникам конференции как продуктивная и вдохновляющая. Как заметила в завершение мероприятия Анна Плетнёва, «это такие полдня профессионального общения, которые «заряжают» идеями на дни и месяцы вперёд».
14 декабря 2023 года в Культурном центре «Вдохновение» при поддержке Департамента культуры города Москвы состоялась III Научно-практическая и методическая конференция «Образы Москвы». Мероприятие стало очередной встречей из серии инициированных Культурным центром в 2018 году профессиональных мероприятий, направленных на исследование представлений людей о своём городе и переосмысление краеведения и москвоведения в социокультурном проектировании. Тема конференции этого года была сформулирована так: «Геймификация москвоведения: игровые и интерактивные инструменты конструирования достопримечательных мест».
Эта тема объединяет две актуальные тенденции. Во-первых, речь идёт о трансформацию краеведения, в ходе которой актуализируется интерес к ранее не изученным, удалённым, локальным территориям, истории повседневности, тем ценностям, которые близки и любимы самими жителями спальных районов. Во-вторых, в фокусе внимания оказываются множественные интерпретации учреждениями культуры и гражданскими инициативами краеведческого знания в оригинальных современных форматах, превращение краеведения в область социокультурного проектирования, обращение к элементам маркетинга и брендинга территорий, туристского проектирования.
Конференция была направлена на то, чтобы выявить и обсудить лучшие практики геймификации краеведческого знания, оригинальные проекты учреждений культуры и наметить перспективные игровые, интерактивные и цифровые подходы, приёмы и инструменты конструирования достопримечательных мест, применимые в сфере культуры.
Экспертная сессия была ориентирована на то, чтобы обозначить ключевые тенденции в области гейм-дизайна и социокультурного и туристского проектирования, а также объяснить, в чем заключается польза для учреждений культуры обращения к образам городских районов и локальным идентичностям местных сообществ и применения при этом интерактивных и игровых технологий.
Открыл сессию модератор и один из организаторов серии конференций «Образы Москвы» Иван Игоревич Митин, доцент Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и менеджер КЦ «Вдохновение», приветственным докладом «Конструирование достопримечательностей и интерпретации краеведческого знания». Он задал вектор дальнейшей работы коллег в направлении интерпретации краеведческого знания, вовлечения новых технологий для популяризации неизвестных фактов из истории спальных районов Москвы и конструирования новых уникальных образов отдельных учреждений культуры, городских районов и всей московской периферии.
Выпускница магистерской программы «Управление пространственным развитием города», BIM-координатор Архитектурного бюро «Arch(e)type» Александра Евгеньевна Данильченко уточнила основные направления работы с образами элементов материальной среды города и предложила оригинальные правила геймифицированной интерпретации городских районов. Следующий доклад представил Вадим Александрович Булгаков, руководитель Лаборатории искусственного интеллекта Школы дизайна НИУ ВШЭ. Он рассказал о правилах и конкретных приёмах визуализации данных, применимых в сфере культуры. Однако большую часть экспертной сессии занял мастер-класс руководителя направления «Гейм-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ Анатолия Казакова, посвящённый, собственно, игрофикации в культуре и туризме. Ему удалось не только рассказать о значении игровых технологий в современном мире и основных трендах геймификации, но и вовлечь всю аудиторию в знакомство с лучшими практиками игрофикации в мировом туристском проектировании. Так всем участникам конференции совместными усилиями удалось геймифицировать ход самой конференции о геймификации!
Кейс-сессия конференции была посвящена лучшим практикам геймификации и интерпретации краеведческого знания учреждениями культуры, которые были представлены самими авторами соответствующих проектов.
Анна Николаевна Берникова из Музея Басманного района рассказала о десятке оригинальных проектов от квестов до комиксов и от иммерсивного театра до интерактивных мастер-классов. Не менее насыщенным и фундаментальным оказался доклад Кристины Владимировны Каневской и Анны Дмитриевны Лапшиной из ОКЦ ЮАО об их комплексном проекте «Курс на юг». Здесь опять-таки речь шла об экскурсиях, квестах, лекциях и мастер-классах для самых разных возрастных аудиторий. «Этот проект запомнился, пожалуй, именно системным подходом к продвижению периферийных районов Москвы целого административного округа и вниманием к повышению разнообразия культурной жизни юга Москвы», – отмечает Иван Митин.
Два доклада были посвящены разработкам оригинальных настольных игр, превращающих московские районы в игровое поле. Александр Спивак из Библиотеки №171 ОКЦ ЮЗАО поделился первыми шагами разработки игры «Канцлер империи», в которой участники будут развивать свои усадебные имения на территории ЮЗАО и продвигаться по карьерной лестнице времен рубежа XVIII-XIX веков. Константин Карпов и Анна Павлова из КЦ «Вдохновение» представили уже готовый прототип игры «Соединённые штаты Ясенево», в которой городская легенда о микрорайонах Ясенева как о «штатах» стала отправной точкой для «бродилки», в которой участники узнают о ключевых особенностях этого района, читают и сами рассказывают истории об уникальных местах этого оригинального модернистского района, построенного по проекту архитектора Я.Б. Белопольского.
Мария Никитина в ещё одном докладе поделилась опытом разработки сочетающего самые разные интерактивные технологии курса подготовки экскурсоводов Школы гида «Глазами инженера». А Максим Семёнов (Клуб краеведов района Сокольники) и Никита Максимов (АНО «Руниверс») рассказали о своём опыте 3D-реконструкции дворца Елизаветы Петровны в Сокольниках.
Завершающим конференцию стал доклад Анны Борисовны Плетнёвой, приехавшей в Москву из Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького. Она, как и многие другие участники, рассказала сразу о нескольких проектах, объединённых общей рамкой «Рязань: вдохновение здесь», но ещё и внесла важный вклад в подведение итогов всей конференции. «Обращение к образам городов и районов, к «гению места» – ключ к раскрытию локальной идентичности территории», – заключила она в своём докладе.
В завершение конференции Алла Мосежная из Библиотеки № 256 ОКЦ ТиНАО отметила важность знакомства с самыми разными новыми форматами краеведческой работы и игровыми технологиями, но обратила внимание и на сохранение более традиционных. Мария Никитина поделилась наблюдением о том, как на конференции собственный опыт многих участников оказался «вписан» в общие тенденции развития москвоведения, разделяемые и интерпретируемые всеми коллегами. Сразу несколько участников заинтересовались разработкой игры «Соединённые штаты Ясенево», а Кристина Каневская задумалась о масштабировании этого опыта в своём Южном административном округе.
Таким образом, на конференцию «Образы Москвы» собрались авторы лучших проектов, интерпретирующих современное краеведение и вовлекающих местные сообщества и локальные идентичности в сферу социокультурного проектирования. Все вместе они смогли не только обменяться своим опытом, но и познакомиться с основными тактиками и приёмами геймификации, оригинальными разработками культурной географии, представленными в экспертной сессии представителями Высшей школы экономики. Подобный обмен опытом, продуктивная, нескучная и сама по себе геймифицированная дискуссия, надеемся, запомнится участникам конференции как продуктивная и вдохновляющая. Как заметила в завершение мероприятия Анна Плетнёва, «это такие полдня профессионального общения, которые «заряжают» идеями на дни и месяцы вперёд».